В Минфине заявили, что ненефтегазовые доходы бюджета РФ упали более чем на 1 трлн руб.
Основной удар пандемия логично нанесла по российским компаниям, которые не относятся к нефтегазовому сектору. Естественно также, что и бюджет потерял значительные суммы в виде неуплаченных бизнесом налогов и сборов, особенно на фоне отсрочек по подобным выплатам, которые были предоставлены большинству компаний из-за кризиса и нерабочих дней.
Как заявил замминистра финансов РФ Владимир Колычев, снижение экономической активности в России из-за карантина сократило ненефтегазовые доходы бюджета РФ более чем на 1 трлн рублей. Впрочем, подчеркнул он, «пока фактическая траектория поступления доходов лучше, чем плановая, исходя из принятых параметров макропрогноза».
По словам Владимира Колычева, в эту сумму не входит предоставление отсрочек. «У нас отсрочки на самом деле предусмотрены в основном не в части доходов федерального бюджета. Естественно, они влияют на федеральный бюджет, но не на доходные параметры, а на расходные, когда мы компенсируем эти выпадающие доходы из-за отсрочек субъектам и бюджетам внебюджетных фондов. Но непосредственно на доходы федерального бюджета они не так сильно влияют. Поэтому, когда я говорю больше 1 трлн, - это имеется ввиду из-за снижения экономической активности», - добавил он.
Выпадение нефтегазовых доходов по итогам 2020 года было ожидаемо, в частности потому, что стоимость нефти резко упала в марте текущего года из-за срыва договоренностей ОПЕК+, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Тогда котировки просели на треть, и почти на четверть – с начала года. Компенсировать дефицит будут за счет внутренних резервов и накоплений в российской «кубышке» - Фонде национального благосостояния, куда на протяжение ряда лет шли сверхдоходы от продажи нефти свыше 42,4 доллара за бочку.
Однако по итогам года средняя цена топлива не будет столь критичной, так как в январе-феврале нефть торговалась по выгодным ценам – 64-66 долларов за баррель сорта Brent – после подписания торгового соглашения США и Китая цены стали расти. Сейчас нефть торгуется около 43 долларов, что позволяет наполнять бюджет, уверен аналитик.
Что касается остальных секторов экономики, то снижение экономической активности в стране с начала года произошло из-за продолжительной самоизоляции, вызванной пандемией, и российских бюджет ожидаемо недополучил доходы, признает эксперт. Основными драйверами роста экономики России в конце прошлого года и начале текущего года были три сферы: торговля, банковский сектор и обрабатывающие производства, которые не смогли в полной мере работать дистанционно.
Торговля перешла на онлайн-формат работы, который пока не так популярен в России, финансовые организации ужесточили требования по выдаче займов, что привело к снижению числа заключенных договоров, а часть обрабатывающих производств не работала из-за карантинных мер. Кроме того, появился ряд сфер, которые сильно пострадали от пандемии: транспорт, досуг, непродуктовый ритейл, туризм и другие. Это привело к тому, что рост российского ВВП в начале года замедлился до 1,6%, тогда как в конце прошлого года этот показатель находился на отметке в 2,1%.
Правительство ввело меры поддержки пострадавших секторов экономики: налоговые льготы, льготное кредитование и выплаты компаниям, сохранившим штат. Также для поддержки строительной и банковской сфер была введена программа кредитования под 6,5%. Эти меры позволили сохранить большую часть предприятий и компаний. Однако пока не во всех регионах сняты ограничения из-за коронавируса, не весь бизнес может работать в полном объеме, поэтому такое сокращение доходов. Эти отрасли, уверен Артем Деев, начнут восстанавливаться в конце текущего-первом квартале следующего года, но неравномерно.
На первый взгляд, добавляет директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев, может показаться, что сумма убытка бюджета довольно небольшая, ведь совсем недавно расходы федерального бюджета на 2020 год было принято увеличить с 19,7 трлн до 23 трлн рублей, по сравнению с которыми падение доходов на 1 трлн рублей выглядит скромно.
Тем не менее, стоит понимать, что принудительное закрытие бизнеса в совокупности с обвалом нефтяных цен привело к сокращению налоговых поступлений по всем фронтам. Совокупные поступления в мае снизились на 41%: ненефтегазовые доходы рухнули на 17%, а нефтегазовые - на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Несмотря на сложившуюся ситуацию, правительству необходимо исполнять свои социальные обязательства, а также нести дополнительные расходы, связанные с антикризисным стимулированием экономики.
По самым скромным подсчетам, дефицит бюджета по итогам года может составить 5-7%, ожидает эксперт. Таким образом возрастает необходимость в заемных средствах: Минфин принял решение увеличить объемы госзаимствования на 2,7 трлн рублей, до 5 трлн рублей. В свою очередь рост долговых обязательств должен привести к увеличению нагрузки на бюджет, да и в целом создаются предпосылки для увеличения финансовой нестабильности. По сравнению со многими государствами, Российский бюджет по прежнему выглядит крайне стабильно. Минфин обладает всеми необходимыми ресурсами для финансирования бюджета, но ситуация может легко выйти из под контроля если кризис затянется, а меры поддержки бизнеса и населения не будут усилены.
Нечто похожее всегда наблюдается в кризисные периоды, но, безусловно, происходящее сейчас не идёт ни в какое сравнение, считает Арсений Дадашев. Как показывает опыт других стран, где уже успели ослабить карантин, после реализации отложенного спроса потребительская активность вновь снижается и продолжает оставаться ниже доковидных значений из-за высокого уровня неопределенности. Вследствие чего сохраняется высокий уровень безработицы: к работе возвращаются главным образом специалисты, тогда как работники сферы услуг и общепита остаются невостребованными. Процесс восстановления экономической активности в таких условиях может затянуться как минимум до 2022 года. Падение ВВП по итогам 2020 года может составить 5,5%, а в 2021 году экономика вероятнее всего сможет вырасти лишь на 2-3%