Но реального роста доходов вряд ли стоит ждать.
Как заявил глава министерства финансов Антон Силуанов, средства на индексацию зарплат работников бюджетной сферы в бюджете РФ заложены. Благодаря росту оплаты труда бюджетников в целом в России темпы роста показателя могут в следующем году, по оценке Минфина, составить 4,1%. Данные цифры были озвучены в ходе доклада на совещании президента РФ Владимира Путина с правительством.
По словам Антона Силуанова, у министерства «предусмотрен рост заработных плат в бюджетной сфере, и, соответственно, это дает и основания прогнозировать, что и в целом в экономике будут расти заработные платы. По прогнозам, в следующем году в реальном выражении заработные платы вырастут на 4,1%. Это в том числе за счет того, что мы увеличиваем заработную плату в бюджетном секторе».
«Еще одна задача - это выполнение всех тех обязательств - социальных обязательств, которые были поставлены в майских указах 2012 года, в первую очередь по оплате труда работникам бюджетной сферы. Средства на эти цели заложены в бюджет в полном объеме. Начиная с 2018 года, будет в полном объеме исполнена норма указа по повышению заработных плат работникам бюджетной сферы», - сказал министр.
Заявления министерства финансов достаточно закономерно, констатирует аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Впереди президентские выборы. Государственная машина в том числе в лице Минфина с приближением срока, активней будет давать позитивные прогнозы и обещания тем более бюджетникам, которые составляют большую часть электората. Пока, считает эксперт, подобного рода прогнозы выглядят как популистские со стороны ведомства.
Однако с другой стороны потенциал для рывка вверх есть, полагает Иван Капустянский. Если экономика России продолжит активно восстанавливаться, то определенный скачок заработных плат может произойти, особенно если во внимание взять двузначный инфляционный рост в 2015 году. Как раз рост номинальных зарплат в 10% скомпенсируют часть потерь.
Прогноз Минфина по росту реальных заработных плат вполне обоснован, и бюджет вполне располагает на текущий момент поддержать занятых в бюджетной сфере и задать направление по всей экономике в целом, уверен, в свою очередь, финансовый аналитик компании Gerchik&Co Виктор Макеев. По его словам, на то есть очевидные причины. Так, в конце 2016-го года Госдума принимала бюджет на 2017-ый – 2019-ый годы с доходной частью в размере 13 трлн. 487 млрд рублей. При этом заложенная средняя цена на нефть составила 40 долларов за баррель. В реалиях стабилизация экономической обстановки в стране, выход ВВП на положительную территорию третий отчёт подряд до 2.5% и цена на «чёрное золото» в районе 50 за 2017 год, а текущие котировки в районе 57, вполне оправдывают подобный прогноз.
Более того, указывает эксперт, в случае изменения обстановки в бюджете предусмотрен механизм финансирования дефицита федерального бюджета из Резервного фонда в размере 1.15 трлн. рублей, а также Фонда национального благосостояния 668,2 млрд. рублей. Стимулирование же роста реальных доходов по стране, полагает Виктор Макеев, позволяет рассчитывать на увеличение расходной части со стороны населения, поддержать производителей и придать дополнительный импульс экономике. При текущих цифрах инфляции подобные стимулирующие шаги вполне оправданы.
«Если честно, то очень хочется чтобы действительно у большинства россиян в перспективе был ежегодный рост заработных плат и уровня общих доходов на душу населения, лучше если он будет происходить с учётом привязки к норме ВВП страны, – говорит Эксперт компании «Международный финансовый центр» Роман Блинов. – А пока мы, вернее руководство страны тренируется на исполнении «майских указов» президента страны и пытается повысить зарплаты хотя бы бюджетникам. Но если бюджетной сфере экономики, а точнее россиянам, занятым трудом в бюджетной сфере повышают заработную плату, это можно сделать волевым решением, то с ростом ВВП страны это сложнее».
По словам эксперта, сейчас не наблюдается предпосылок к развороту в тренде на снижение реальных доходов населения и это касается не только бюджетной сферы.
Да возможно, при увеличении темпов роста ВВП, улучшении инвестиционной привлекательности и стабилизации ситуации в геополитическом плане, у страны будет больше возможностей к индустриальному скачку, который, несомненно, может привести к реальному росту занятости россиян и не только в «серой экономике».
Нефть в течение большей части этого года торгуется на товарно-сырьевом рынке выше бюджетных ориентиров, озвученных на уровне в 40 – 45 долларов за баррель нефти. Это позволяет «сводить концы с концами» в рамках бюджета и возможно при сохранении тренда к росту нефтяных котировок позволит по итогам текущего года даже исполнить текущий бюджет с профицитом, а этот факт позволит сделать оптимистичные прогнозы на будущее. Но мировая рыночная конъюнктура штука изменчивая и делать скоропалительные выводы о наступившем веке благоденствия пока рано, считает Роман Блинов.
В отношении вопроса есть ли у страны и правительства деньги на эти инициативы, ответ скорее положительный, с оговоркой, что ПОКА есть, говорит аналитик. Спрос на ОФЗ со стороны инвесторов разных мастей ещё велик и это позволяет Министерству Финансов проводить заимствования на финансовом рынке даже сверх озвученных им планов.
Почувствуют россияне прилив доходов и увидим ли мы реальный рост расходов? Тут ответ грустный - скорее нет.