Цены на бензин в РФ в середине ноября 2017 года достигли рекордных показателей. Оптовые цены на бензин марки АИ-92 увеличилась с 7 по 13 ноября до 42 тыс. 850 рублей за 1 т (на 2,3%), АИ-95 — до 44 тыс. 990 рублей за 1 т (на 1,7%), передает Федеральное агентство новостей.
По мнению участников рынка и экспертов, уже в 2018 году – то есть через месяц-два – розничные цены на бензин в России могут превысить отметку в 50 рублей за литр.
Взлет цен, в частности, связан с ремонтом на Московском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ), из-за чего с рынка выбыло около 50 тыс. т этого топлива при накопленных запасах 1,7, млн т. Ранее резкое ускорение темпов роста цен на бензин заметили в Федеральной антимонопольной службе. Как заявил глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин «РИА Новости», объективных причин для подорожания бензина в России на сегодняшний день нет, рост цен на него вызвали рыночные спекуляции.
«Эти волнения должны в ближайшее время погасить и стабилизировать и биржевую котировку, она однозначно должна идти вниз, потому что мы находимся в низком сезоне, у нас потребления бензина нет. Весь этот рост — он связан с ажиотажным спекулятивным спросом. Если мы увеличиваем предложение на рынке, при этом понимаем, что конечный потребитель потребляет топлива меньше, то, если биржа растет, значит, это спекулятивный спрос», — пояснил представитель ФАС.
До конца года особых поводов для серьезного роста цен на бензин нет, считает старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Вполне возможно, говорит он, что произойдет некоторое подорожание у отдельных производителей, однако массового подъема цен не будет.
«Текущий рост я бы не стал связывать с ремонтом Московского НПЗ, так как сейчас накоплен существенный объем запасов бензина. При этом в 2018 году мы можем увидеть изменение цен за счет увеличения акцизов на бензин. Так, предполагается, что с первого января 2018 года акцизы вырастут на 50 копеек, также предполагается подъем еще на 50 копеек 1 июня. Это может оказать соответствующее влияние на цены на бензин», – указывает эксперт.
При этом динамика цен на нефть в 2018 году, считает Зварич, скорее всего, будет для них нейтральна. Так, он ожидает продления соглашения, заключенного в рамках ОПЕК+, что приведет к консолидации рынка энергоносителей в районе 50 – 60 долларов за баррель по нефти марки Brent. Возможно некоторое негативное влияние со стороны курса рубля, так как многие компоненты, использующиеся при производстве бензина, являются импортными, и ослабление национальной валюты может сказаться на стоимости производства бензина. Однако данное влияние, скорее всего, окажется минимальным, так как существенного ослабления рубля в рамках 2018 года не будет.
И все же то, что цены на бензин и дизельное топливо после нового года поползут вверх не осталось уже никакого сомнения, полагает, в свою очередь, аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Это обусловлено рядом факторов, в первую очередь принятыми поправками в налоговый кодекс, которые предусматривают увеличение ставок акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо. Так, ставка акцизов вырастет на 10,7% - т.е тонна бензина будет стоить более 11 тыс. рублей. Но надо учитывать, что на этом повышение не остановится – с 1 июля акцизы будут повышены с 11,213 тыс. руб./тонна до 11,892 тыс. руб., что также поднимет цену за литр в диапазоне – 20-30 коп.
Учитывая, что ценообразование на бензин на рынке происходит и за счет новостного фона, а также за счет накапливания запасов участниками рынка, бензин уже начинает расти в цене. Например, в день принятия поправок тонна 92-го бензина подросла на 0,46%, а 95-го на 0,23%. Интенсивный рост цен, соответственно, уверен аналитик, мы будем наблюдать не только в январе и июле будущего года, но в периоды высокого спроса – традиционно холодные месяцы, а также в период посевной и уборочных работ.
Помимо очевидного повышения акцизов в виде принятых поправок в НК, существует такая причина, как необходимость за счет автомобилистов пополнять дорожные фонды для финансирования масштабных строек – прежде всего деньги пойдут на поддержку проекта Таврида в Крыму, трассы в Калининграде и на Дальнем Востоке.
Вероятно, отмечает Алексей Антонов, в правительстве приняли решение поднять акцизы, когда стало понятно, что запланированных средств на эти стройки в фондах не хватает. Это подтверждает то, что изначально акцизы на 2018 год планировалось поднять в меньших масштабах – предполагалось, что тонна бензина будет стоить не более 10,535 тыс. рублей.