Как заявил председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, кредитные организации смогут уже в следующем году обмениваться информацией с правоохранительными органами. В частности, они смогут получать справки о судимости напрямую у ведомства, которые смогут повлиять на оценку платежеспособности клиентов.
«Мы ожидаем завершения перехода МВД на СМЭВ-3 до конца этого года, — пишет «Известия» со ссылкой на слова Андрея Емелина. —
Это крайне важно для банков, которым необходимо иметь возможность в стандартном автоматизированном режиме 24/7 проверять, имеет ли клиент судимость. Как сообщили изданию в министерстве внутренних дел, «в настоящее время проводятся мероприятия по поэтапному развитию информационных ресурсов МВД, в том числе для организации межведомственного электронного взаимодействия посредством СМЭВ с учетом общего количества поступающих запросов от заинтересованных органов власти и организаций».
Информация может стать препятствием для выдачи займов ряду граждан: так, граждане, имеющие судимости, вряд ли получат кредит в банке из топ-30 по активам. В то же время небольшие кредитные организации из топ-100 не собираются ставить крест на оступившихся.
Они готовы предоставить ссуду заемщикам, если они были наказаны не за преступления экономической направленности.
При этом неразвитость технологий передачи данных может навредить многим людям. К примеру, во избежание ошибок нужно предусмотреть возможность однозначной идентификации — например, в случае полного совпадении Ф.И.О. законопослушного заемщика и лица, имеющего судимость.
С одной стороны, отмечает юрист, правозащитник Александр Хуруджи, указанная инициатива вполне вписывается в современные тренды: облегчить гражданам получение информации в различных ведомствах, в том числе в полиции, ускорить передачу этих данных по внутренним каналам, достичь открытости в их оценке. Ведь не секрет, что и граждане зачастую стараются скрыть «пикантные» подробности биографии от кредитной организации, пытаясь получить кредит. При этом банки, заинтересованные в такой информации, вполне можно понять: граждане с судимостью находятся в зоне риска и включены в списки потенциальных неплательщиков не зря.
С другой же стороны, продолжает эксперт, у нас до сих пор множество перекосов, в том числе в технической сфере. Ярким примером является сама идентификация граждан, например, возможность перепутать данные людей, у которых имя совпадает с другим – а это не редкость. Система попросту может отказать, а базы пропасть, что негативно отразится на обычных клиентах.
Стоит отметить, что практику получения информации о заемщиках в МВД уже существует. Во многих банках потенциальные клиенты должны перед получением крелита доказать, что не были осуждены, как минимум по экономическим преступлениям.
«При этом о том, как у нас могут осудить по данной статье, в том числе предпринимателей, я знаю непонаслышке. И если на большинстве граждан данные изменения почти не отразятся, все же пострадавшие будут, безусловно. По факту с 0,2%оправдательных приговоров все имеющие отношение к данной теме понимают, что осужденные за преступления – зачастую не те, кто виновен, а кто не смог себя защитить. Есть и ещё один аспект - скорость изъятия данных из базы МВД, если преследование прекращено. Необходимо ее регламентировать с целью исключить коррупционные риски», – говорит Александр Хуруджи.
И все же в целом сложностей в плане технического обеспечения системы и согласования с МВД возникнуть не должно, считает, в свою очередь, партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко. Все будет проходить точно так же, как и раньше только более структурировано и быстро и по средствам одной электронной системы.
Инициатива, уверен юрист, в случае реализации снизит риски выдачи займов неблагонадежным клиентам, соответственно в теории снизит рост просроченных кредитов и сделает кредитный портфель финансовых организаций более прогнозируемым. Конечно, данное предложение более актуально для большей массы банков, которые не входят в топ-30, поскольку банки первого эшелона вообще не рассматривают заемщиков с судимостью и не будут разбираться в тонкостях ситуации каждого обратившегося.
Само по себе предложение существенно снизит время с момента запроса информации о гражданине, обратившегося за кредитом. На текущем этапе коммуникация между банками налажена более сложным путем – чтобы получить такую информацию кредитные организации обращаются к силовым ведомствам. Поиски через открытые источники в сети интернет по средствам сайтов МВД и ФССП также не могут дать полной картины, поэтому предложение использования системы межведомственного электронного взаимодействия однозначно сократит как время о принятии решения о кредите, так и время самих банковских работников.
Что касается выхода системы на рабочие рельсы – то, скорее всего, полагает Дмитрий Шевченко, в полноценном режиме она может заработать только во второй половине следующего года. Напомним, что необходимость обмениваться информацией по системе межведомственного электронного взаимодействия возникла в рамках исполнения закона о госуслугах, поэтому вряд ли этот процесс затянется надолго. На текущий момент система проходит этап обновления, что позволит к сроку в несколько раз ускорить передачу данных, добавим, что банкам крайне важно выяснять информацию фактически в круглосуточном режиме, в том числе с целью регулярного повышения качества услуг.
Между тем Дмитрий Шевченко уверен, что вряд ли инициатива сможет оказать воздействие на снижение числа выдаваемых кредитов, она в первую очередь призвана сократить время между запросом в органы МВД о «чистоте» клиента, и принятием окончательного решения о кредите. Все-таки не стоит забывать, что финансовые организации занимаются высокодоходным бизнесом и они заинтересованы даже не в не самых прозрачных заемщиках, как правило, если клиент вызывает сомнения, но собранная информация все же позволяет принять положительное решение, такой клиент, скорее всего, подпишет договор на кредит, но с повышенной ставкой, что является приемлемой практикой для некоторых банков.