ЗаМанула.ru - информационно-познавательный сайт о мануле. Интересные факты, фотогалерея, видеотека и возможность погладить кота.

14.11.2017

Банки разблокируют добросовестных клиентов

Банки разблокируют добросовестных клиентов

Как говорится в сообщении регулятора, Банк России разработал механизм исключения сведений о добросовестных клиентах банков из базы данных об отказах проведения операций.

Таким образом, теперь банки могут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, которые попали в список из-за технических ошибок и отказов по основаниям, не связанным с наличием риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Соответствующий механизм предусмотрен методическими рекомендациями Банка России и Росфинмониторинга и изменениями, вносимыми в форматы многостороннего обмена информацией о случаях отказа клиентам кредитных организаций в обслуживании или проведении операций по счету. Указанные документы направлены на оптимизацию применения банками полномочий по отказам и снижение риска введения ограничений на получение банковских услуг для добросовестных клиентов, сведения о которых могли попасть в информационный массив по отказам.

Более того: ЦБ порекомендовал банкам «взвешенно использовать информацию об отказах и не допускать принятия решений об отказе по причинам, не связанным с риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Кроме того, кредитные организации должны определить подразделение или сотрудника, уполномоченных рассматривать жалобы клиентов на отказы в получении банковских услуг и принимать по таким случаям взвешенные решения.

Впрочем, подчеркивает ЦБ, накопленный к настоящему времени опыт использования кредитными организациями информации об отказах показал ее значимость и востребованность при реализации риск-ориентированного подхода в обслуживании клиентов и выявил направления дальнейшего совершенствования такой работы.

В последнее время бичом рынка стали отказы банков в проведении операций клиентов из-за подозрений в отмывании доходов, полученных преступным путём или финансировании терроризма, напоминает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Такие механизмы введены Федеральным законом №115-ФЗ. Но как часто бывает, практика соответствует поговорке «вместе с водой выплеснули и ребёнка». Наряду с действительно подозрительными операциями и компаниями банки отказывают в обслуживании вполне добросовестным клиентам, попавшим в «чёрные списки» Росфинмониторинга по техническим обстоятельствам.

Кредитные организации, опасаясь санкций ЦБ на фоне массового отзыва лицензий, действуют часто по ещё одному известному принципу: «обжёгшись на молоке, дуют на воду» (тем самым вместе с ней и «выплескивая ребёнка»). На всякий случай останавливают операции у всех клиентов из базы ОД/ФТ. Кроме того, есть и возможности дополнительного дохода для банков, поскольку на сомнительные платежи они часто завышают тарифы. Стоимость перевода по такой операции может составлять 10-30% от её суммы.

Данная практика сильно осложняет работу бизнеса, констатирует аналитик. У компаний есть риски остановки платежей, порой губительной для деятельности, из-за надуманных, часто субъективных предлогов, отсутствия необходимых документов. А если из-за этого компания попала в базу Росфинмониторинга, то выйти из неё затруднительно. И сам факт пребывания в ней даёт банкам основания для запрета на операции клиента. Поэтому опубликованные на сайте ЦБ РФ методические рекомендации – очень своевременные, даже запоздавшие.

Банк России указывает, что само пребывание в базе не означает автоматического отказа в операциях и устанавливает необходимость и порядок более глубокого анализа обстоятельств для отказа в обслуживании. А при получении «реабилитирующих» документов нужно незамедлительно информировать Росфинмониторинг об исключении клиента из базы ОД/ФТ. Вводится и порядок оперативного рассмотрения жалоб клиентов на необоснованный отказ в проведении операций и в самом банке, и даже на уровне ЦБ.

Таким образом, ЦБ предлагает работать по ещё одной поговорке: «отделять зёрна от плевел». Такая установка может изменить в лучшую сторону положение бизнеса в случае её реального выполнения, уверен Марк Гойхман.

Процедура исключения добросовестных клиентов из «черного» списка должна была существовать с самого начала, считает глава департамента Private Solutions Сastle Family Office в России и СНГ Андрей Дьяченко. Хорошо, что проблему стали решать до того, как ситуация зашла слишком далеко. Хотя, по мнению эксперта, весь механизм (отказа в оказании банковских услуг) выглядит сырым и не доработанным. Насколько рабочим будет механизм «возврата» из списка отказников – покажет время. Банки на одну чашу весов ставят наказание за то, что не отследили или пропустили подозрительный платеж, а на другую – потерю бизнеса из-за потери клиента.

Если статистика банка будет показывать, что процент ошибочных занесений в этот список очень и очень низкий, то банк может отказаться от применения предложенного механизма, считает Андрей Дьяченко. Если же количество необоснованно занесенных туда клиентов будет высоким, и они предъявят достаточные объяснения и доказательства своей добросовестности, то банк скорее всего будет применять данный механизм. Возможно, что кроме предложенного механизма, последуют дополнительные директивы и разъяснения со стороны регулятора.

Источник

Размести этого манула на своем сайте и он всегда будет приносить тебе удачу! :)

Манул-талисман

Мировые новости