МЭР намерено ограничить возможность приобретения государством активов финансового сектора для поддержания конкуренции.
Минэкономразвития разработало проект закона, который ограничивает возможность государства по приобретению активов в коммерческих организациях финансового сектора РФ. Как говорится в документе, размещенном на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ограничения коснутся Банка России и компаний, в которых более 50% акций принадлежат властям.
«Проектом акта регулируются отношения в области осуществления деятельности юридическими лицами, а именно предлагается установить запрет приобретения государством, муниципальными образованиями, Центральным банком Российской Федерации и отдельной категории хозяйственных обществ акций или долей в уставных капиталах хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность на финансовых рынках в условиях конкуренции», - отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Впрочем, отмечается в документа, ограничения не коснутся приобретение Центробанком акций или долей финансовых организациях в рамках осуществления им мероприятий по предупреждению банкротства и случаев, когда приобретение доли со стороны государства предусмотрено федеральными законами, актами президента или правительства РФ.
Сегодня значительную часть российского рынка занимают госкомпании, либо компании с государственным участием, напоминает заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. Поэтому государству, в первую очередь, выгодно, чтобы компании платили налоги и выплаты по своим ценным бумагам. Капитализация компаний, увеличение объёма инвестиций в компании, общее укрепление рынка в этом случае отходит на второй план.
Проект МЭР призван сгладить проблемные моменты и внести баланс в отечественный рынок, считает эксперт. Если этот проект запустится и будет работать как должен, потенциально он может принести колоссальные прибыли за счёт экономического роста российского рынка. Одной из трудностей на пути реализации этого проекта Андрей Люшин называет глубокое участие государства в деятельности компаний, уже находящихся на рынке. Должно пройти некоторое время, прежде чем государство сможет ограничить свою долю путём продажи, и на рынке появятся новые компании.
Законопроект МЭР действительно способен помочь конкуренции в экономике страны, признает и генеральный директор компании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин. Это не тот проект, который увеличивает цифры на бумаге. Если этот закон будет принят, то это потенциально может сделать инвестиционный климат в России более комфортным и усилить приток иностранных капиталов.
Сейчас общий объем капитализации компаний, чьи акции торгуются на Московской бирже, составляет примерно 650 млрд долларов, или 40% ВВП России. В тех же США объём рынка составляет 150% ВВП. Проект МЭР, уверен Андрей Хохрин, позволит российскому фондовому рынку получить серьёзную мотивацию для укрупнения и своей непосредственной заинтересованности в росте капитализации.
«Позитивный законопроект, направленный на повышение антихрупкости финансовой системы», – комментирует законодательную инициативу аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. По его слдвоам, чем меньше в ней государства и госкомпаний, чем мельче игроки в целом, чем их больше, тем ниже вероятность структурного финансового кризиса. Это очень важно на фоне того, что доля государства в экономике сейчас, вероятно, составляет не менее 70%, на фоне того, что сотрудничество с госкомпаниями — это залог выживания на рынке, это помощь в борьбе с конкурентами и защита от регулирующих и проверяющих, а также силовых структур.
То, что государство само себя ограничивает, кажется чудом, будем воспринимать это как дальновидность руководителей Минэкономразвития, которые хотят добиваться экономического роста не только статистически, но и реально в жизни. Любопытно, считает аналитик, что в законопроекте оставлено «окно» для приобретения государством долей в частных компаниях в рамках федеральных законов, актов президента или правительства РФ.
Как считает Алексей Антонов, этот, а также другие законопроекты будут служить, в том числе, подготовкой финсектора к дальнейшим санкциям, под которые могут попасть крупнейшие банки и компании. Подготовка заключается в том, что формально государство не будет иметь к финсектору притязаний, кроме отдельных случаев, которые будет определять президент.
Будут, вероятно, и другие законопроекты, регулирующие раскрытие информации о финсекторе, потому что «санкции из ада» содержат в себе действительно устрашающие вещи вроде запрета на расчеты в долларах, и стране нужно быть к этому готовой, говорит Алексей Антонов. Санкции со стороны США становятся настолько абсурдными, что даже могут в будущем касаться курса национальной валюты, США считают, что могут определять, насколько курс справедлив и насколько правительство влияет на него. Соответственно, нужно выработать внутреннюю структуру, которая позволила бы экономике расти даже в таких условиях